Огромный археологический материал, собранный в результате раскопок, ведущихся с 70-х годов прошлого века, дал возможность реконструировать в общих чертах историю Крито-микенской культуры. Отрывочные упоминания о критянах и жителях островов и побережья Эгейского моря, имеющиеся в древневосточных надписях, дают возможность представить отдельные моменты внешней истории этих народов. Из ряда памятников греческой мифологии в свете археологических данных теперь можно извлечь реальное историческое зерно: «...минувшая действительность находит свое отражение в фантастических образах мифологии...» (Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, Госполитиздат, 1949, стр. 105).
Так как попытки разобрать надписи, найденные на о. Крите, до сих пор еще не дали вполне убедительных результатов, то настоящий раздел содержит только два вида источников:
1) Отрывки из древневосточных надписей и 2) воспоминания древних греков о догомеровском периоде истории их родины, которые отражены в мифах и в сочинениях древнегреческих историков.
Отрывки из египетских и хеттских надписей большей частью кратки и сухи и требуют дополнительных сложных пояснений. Поэтому для использования в средней школе они мало пригодны. Совсем другой характер, как известно, имеет греческая мифология. Археологические материалы раскопок в Трое и Микенах, на о. Крите и в других местах, будучи иллюстрированы выдержками из «Илиады» и «Одиссеи» и отрывками из сочинений древнегреческих историков,дадут яркую, запоминающуюся картину Крито-микенской эпохи.
Интересно поэтическое описание о. Крита в XIX песне «Одиссеи» (№ 10), в котором он представлен богатым и многолюдным государством с многоплеменным населением. Впрочем, разноплеменность отражает уже сравнительно позднее время, когда Крит был завоеван греками, переправившимися с балканского полуострова. Царствование Миноса было уже в период создания «Одиссеи» далеким прошлым. Важное значение имеет строчка, в которой говорится, что царь Минос «в девятилетие раз» беседует с Зевсом. Обычай, требовавший от царя восстанавливать раз в девять лет свою власть при помощи магического общения с божеством, как пережиток, отмечается еще в классическую эпоху в отсталой Спарте. Этот обычай характерен для примитивных классовых обществ, сохраняющих пережитки первобытно-общинного строя. В связи с этим полезно отметить репродукцию с известного цветного рельефа из Кносса, вероятно изображающего молодого царя-жреца, и обратить внимание, что молодость и сила были необходимым качеством подобного рода царей, так как они, по представлениям того времени, обеспечивали благополучие страны. Раньше царей при обнаружении признаков старости убивали, позднее же — подвергали вышеописанному обряду периодического восстановления сил в общении с божеством.
Упоминание о воинственном характере критян подтверждается воспоминаниями о могущественной морской державе Миноса у Геродота, Фукидида и Диодора (№№ 11 —15), а также предложенными в последнее время вариантами чтения критских надписей, впрочем, как уже оговаривалось выше, пока не вполне убедительными. Другие отрывки из «Илиады» и «Одиссеи» содержат воспоминания, подтверждаемые раскопками, о государстве Микенском или Аргосском, похожем на Критское. Хеттские надписи (№ 9) сообщают об Ахейском государстве в западной части Малой Азии. Довольно подробную мифологическую историю Крита и его взаимоотношенийс балканской Грециейдает Диодор. Несмотря на фантастичность рассказов, из них можно извлечь интересные исторические данные, особенно сопоставляя их с краткими сообщениями Фукидида (№ 12) и учитывая всю современную сумму знаний о Крито-микенской эпохе, накопленную археологами.
Воспоминания о грабительских войнах, о морской торговле и могуществе Крита однообразны в греческих преданиях. Рассказы о существовании на Крите древнейших законов, составленных мифическими „справедливыми законодателями" Миносом и Радамантом, указывают на сравнительно высокий уровень государственной организации на Крите, по крайней мере в последний период ее существования. Культура Крита и Микен, как она представлена в результате раскопок, техника ремесел и т. д., нашла правдивое отражение в греческой мифологии (например, № 10 — описание дворца Алкиноя). Диодор прямо называет Крит местом возникновения культуры (№ 13). Греки считали Крит родиной многих своих богов и в том числе Зевса. Культовым животным Зевса, как известно, был бык. Почитание быка на Крите засвидетельствовано многочисленными археологическими памятниками и мифологией. Наконец, в основе широко известного мифа о Тесее несомненно лежит воспоминание о завоевательных походах критян и о периоде зависимости Афин от Крита. Афины платили Криту дань, от которой избавил их Тесей, сделавшийся потом мифическим основателем Афинского государства. Разумеется, имена мифических героев, как и они сами,— недостоверны. Но общий ход исторических событий правдоподобен. Хронологически крито-микенское общество развивалось в период существования раннего рабовладельческого общества, т. е. общества древневосточного. Остатки материальной культуры и анализ литературных источников показывают, что здесь перед нами местный вариант общественного развития от первобытно-общинных форм до рабовладельческого общества древневосточного уровня. Влияние крито-микенской культуры на более позднюю культуру греков отмечали еще сами древние, которые рассматривали ее в значительной мере как культуру своих предков или культуру племен, состоявших в родстве с их непосредственными предками.
Это влияние вполне подтверждается современной наукой.
№ 8. КРИТ В ЕГИПЕТСКИХ ТЕКСТАХ
Начиная с периода Древнего царства (3000—2400 гг. до н. э.), Египет находился в торговых сношениях с Эгейским миром. Об этом свидетельствуют находки египетских изделий (например, каменных сосудов) на о. Крите. Египтяне называли Крит и острова Эгейского моря Хауинебу. Позднее появляется название Кефтиу, прилагаемое к Криту и его обитателям. Со времени Яхмоса, основателя XVIII династий, устанавливаютсясоюзные отношения между Египтом и Критом. На стене гробницы визиря Рехмира (при фараоне Тутмосе III,1521 — 1491 гг. до н. э.) изображены критские послы, приносящие фараону богатые дары.
ОБРАЩЕНИЕ К ОСИРИСУ
Идут к тебе (1) две сестры твои Исида и Нефтида (2), приводят они тебя черным и великим в имени твоем Кем-ур (3); зеленым и великим в имени твоем Уадж-Ур (4). Ты — велик и кругл в Шен-Уре (5). Ты кругл в Дебене, окружающем Хауинебу (8).
По перев. Б. А. Тураева. Из текстов Пирамид.
НАДПИСЬ НА СТЕНЕ ГРОБНИЦЫ МЕНТУХОТПА V (Ок. 2000 г.)
Сияй, Золотая (7), охраняй царя Ментухотпа. Страх перед тобой охватывает страну Хауинебу.
ГИМН В ЧЕСТЬ ТУТМОСА III
Я пришел и дал тебе покорить западную страну; Кефтиу и Иси (8) в ужасе.
Я дал им увидеть твое величество в [образе] юного быка непоколебимого, обладающего [крепкими] рогами, на которого никто не осмеливается напасть.
По перев. Б. А. Тураева.
ИЗ ЛОНДОНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ПАПИРУСА
Заклинание против азиатской болезни на языке Кефтиу: Сенти (9) Купали (10), пусть этот напиток, эта жидкость и этот сок мяты пенятся.
1. То-есть к покойнику, отождествляемому с Осирисом.
2. Сестры бога Осириса (Исида одновременно считалась его женой).
3. Великое черное (море) — горькосоленые озера Суэцкого перешейка.
4. Великое зеленое (море) — обычно так обозначается Красное море.
5. Великое круглое (море) м. б. Индийский океан.
6. Острова Эгейского и Средиземного морей.
7. Эпитет богини Хатор.
8. Остров Кипр.
9. Имя бога (соответствует хеттскому богу плодородия Сандону).
10. Также малоазиатское божество.
Подобрал и объяснил Д. Г. Редер.
№ 9. АХЕЙЦЫ И ХЕТТЫ
В надписях хеттского царя Муршиля II (нач. ХIV в. до н. э.) впервые встречается упоминание об ахейцах (Ахийава), заселяющих западную окраину Малой Азии. Взаимоотношения их с Хеттским царством сперва были дружественными, но в XIII в. до н. э. начинаются военные столкновения, о которых повествует хеттская надпись об измене Маддуваташа. Первый отрывок указывает на могущество ахейцев.
I
ИЗ ДОГОВОРА ДУДХАЛИИ (1) С ЦАРЕМ АМУРРУ (2) ИСТАРИУВОЙ.
Цари, которые равны мне, это цари Египта, Вавилона, Ассирии и ахейцев.
II
ОБ ИЗМЕНЕ МАДДУВАТАША (3) (ХЕТТСКАЯ НАДПИСЬ)
Тебя, Маддуваташа, прогнал Аттаршияш, ахеец, из твоей страны. Он преследовал тебя затем и травил тебя и хотел твоей смерти.
Ты бежал, Маддуваташ, к отцу Солнца (4) и отец Солнца спас тебя от смерти и отразил Аттаршияша. Если бы не он, то Аттаршияш тебя не отпустил бы и убил бы тебя.
... и отец солнца спас тебя от меча Аттаршияша; тебя, Маддуваташа, с твоими женами, твоими детьми, твоими спутниками я с твоими войсками и колесничими спас тебя отец Солнца... И отец Солнца пришел и сказал Маддуваташу следующее:
«Вот страну Зиппашлу (5) дал я тебе, живи в ней»...
Потом пришел Аттаршияш, ахеец, и пытался тебя, Маддуваташа, убить. Однако, когда отец Солнца об этом услышал, то отправил он Кишнапилиша, отряды и колесничих, против Аттаршияша на сражение. И ты, Маддуваташ, не оказал Аттаршияшу никакого сопротивления и обратился в бегство и Кишнапилиш пришел и привел тебе из страны Хатти [войска] на помощь. И Кишнапилиш выступил против Аттаршияша в сражение и от Аттаршияша вступили в битву 100 колесниц и ... [1000?] пехотинцев; и они сражались друг с другом и убили они одного мужа Аттаршияша и также из наших был убит один муж, Зиданшаш. И Аттаршияш отступился от Маддуваташа и вернулся в свою страну.
Солнце сказало: «Страна Алашия (6), это страна Солнца и приносит ему дань, почему ты ее захватил?» Маддуваташ, однако, сказал: «Страну Алашию пытался захватить Аттаршияш и муж Пиггайи (7)... страна Алашия — моя, пусть будет так».
Перев. Д. Г. Редера.
1. Хеттский царь, правивший в начале XIII в. до н. э.
2. Государство в северной Сирии.
3. О Маддуваташе других сведений не имеется. Возможно, он был царем одной из западных областей Малой Азии.
4. Имеется в виду хеттский царь Дудхалия. «Солнце» — обычный титул хеттских царей.
5. Точное местоположение неизвестно. Одни исследователи локализуют данную область в юго-западной части Малой Азии, другие в северо-западной части, в бассейне р. Сангария.
6. Остров Кипр.
7. Страна в западной части Малой Азии.
№ 10. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О КРИТО-МИКЕНСКОЙ ЭПОХЕ В „ИЛИАДЕ" И „ОДИССЕЕ"
Гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в X—VIII вв. до н. э. и частично дополнявшиеся еще в VII в., по своему содержанию представляют напластование по крайней мере двух периодов, если не считать позднейших вставок. Обе поэмы рассказывают в мифологической форме о событиях Микенской эпохи. Поэт, или, вернее, поэты, создавшие гомеровский эпос, жили в другое, послемикенское время, но сохранили воспоминание о делах минувшего. Раскопки объяснили противоречия, которые наблюдаются в гомеровских поэмах при описании политического и социального строя и предметов быта. С одной стороны, перед нами предметы и отношения подлинно гомеровской Греции, а с другой стороны — описание предметов и отношений, существовавших в Крито-микенскую эпоху, которой и принадлежат сюжеты обеих поэм. Интересно, что большинство местностей, упомянутых в гомеровском эпосе, при раскопках обнаруживают следы крито-микенской культуры, а местности, не упомянутые Гомером, по большей части таких археологических следов не имеют.
ОПИСАНИЕ о. КРИТА (Одиссея), XIX, 172—185
Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,
Тучный, отовсюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки: там находишь ахеян (1)
С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны (2)
Там обитают, дорийцы (3) кудрявые, племя пеласгов (4),
В городе Кноссе (5) живущих. Минос (6) управлял им в то время,
В девятилетие раз собеседник Крониона мудрый,
Дед мой, родитель великого Девкалиона (7), который
Идоменея родил и меня. В корабле крутоносом
Идоменей, многославный мой брат, в отдаленную Трою
Поплыл с Атридом (8); мое ж знаменитое имя Аитон;
После него родился я; он старший и властью сильнейший.
В Крите гостил Одиссей, и он мною, как гость, одарен был.
ПЕРЕЧЕНЬ ГОРОДОВ, КОТОРЫЕ ОБЕЩАЛ АХИЛЛУ АГАМЕМНОН В КАЧЕСТВЕ ПРИДАНОГО ЗА СВОЕЙ ДОЧЕРЬЮ
("Илиада", IX, 144—156)
Трех дочерей я имею в чертоге прекрасном, зовут их
Хрисофемидою, Ифианассою и Лаодикой.
Пусть он без выкупа ту, что из них всех милей ему будет,
В отческий дом отведет. А дам я еще и подарков
Много,— сколько никем в придачу за дочь не давалось.
Семь подарю я ему городов хорошо населенных,—
Гиру, богатую сочной травой, Кардгмилу (9), Енопу (10),
Многосвященные Феры, Анфею с густыми лугами,
Педас, богатый лозами, приятную глазу Эпею,—
Все недалеко от моря, с песчанистым Пилосом (11) рядом.
Жители очень богаты и мелким скотом, и быками.
Будут дарами они его чествовать, прямо как бога.
Будут под скипетр его приносить богатейшую подать.
МОГУЩЕСТВО АГАМЕМНОНА
(„Илиада", II, 569—580)
Всех, населявших Микены (12), широкоуличный город,
Город богатый Коринф и Клеоны (13) в красивых строеньях,
Арефирею, приятную видом для глаза, Орнеи,
Кто населял Сикион, где Адраст (14) воцарился сначала,
Кто в Гипересии (15) жил, в Гоноессе высокоутесной,
Тех, что Пелленой владел и тех, что вкруг Эгия жили,
И по всему Эгиалу, и окрест Гелики пространной,—
Этих на ста кораблях Агамемнон привел повелитель.
Рать многочисленней всех; средь ахейцев храбрейшие мужи
Шли за Атреевым сыном. Сияя сверкающей медью,
Гордо ходил он, средь всех выдаваясь героев ахейских
Саном верховным своим и числом приведенных народов.
ЗАВИСИМОСТЬ СИКИОНСКОГО БАСИЛЕЯ ОТ АГАМЕМНОНА
(Менелай, брат Агамемнона, запрягал в колесницу двух лошадей)
(„Илиада", XXIII, 294—299)
... Подвел под ярмо он коней быстроногих,
Агамемнонову Эфу с его, Менелая, Подаргом.
Анхизиад Эхепол подарил Агамемнону Эфу,
Чтоб не идти с ним под Трою, открытую ветрам, остаться
Дома и в радости жизнь проводить: большое богатство
Дал ему Зевс; а жил Эхепол в Сикионе пространном.
ОПИСАНИЕ ДВОРЦА АЛКИНОЯ
("Одиссея", VII, 8-4—91)
Все лучезарно, как на небе светлое солнце иль месяц,
Было в палатах любезного Зевсу царя Алкиноя;
Медные стены во внутренность шли от порога и были
С той и с другой стороны увенчаны синим карнизом (16).
Вход затворен был дверями, литыми из чистого злата;
Притолки их из сребра утверждались на медном пороге,
Также и князь (17) их серебряный был, а кольцо золотое.
Перев. «Илиады» В. В. Вересаева.
Перев. «Одиссеи» В. А. Жуковского.
1. Ахейцы — древнегреческое племя, господствовавшее в Микенскую эпоху.
2. Кидоны — племя на северо-западной части Крита.
3. Дорийцы — древнегреческое племя, занявшее Крит в конце Микенской эпохи.
4. Пеласги — древнейшие обитатели Греции и островов.
5. Кносс — город в центральной части северного побережья Крита.
6. Минос — мифический правитель Критского государства. Подобно другим «божественным царям», должен был периодически возобновлять свою царскую власть общением с божеством. В данном случае раз в 9 лет. Признаки этого обычая сохранялись в некоторых местах Греции и позднее.
7. Девкалион — сын Миноса и Пасифаи, участник похода на корабле Арго в Колхиду за Золотым руном и охоты на Калидонского вепря.
8. Атрид — Агамемнон, царь Микен, предводитель греческого войска в походе на Трою.
9. Кардамила — город в Лаконии.
10. Енопа, Гира, Феры, Анфея, Эпея, Педас — города в Мессении.
11. Пилос — важный прибрежный город в Мессении.
12. «Широкоуличный город».— Эта характеристика Микен подтверждена теперь раскопками.
13. Клеоны, Орнеи, Ариферея — города в Арголиде.
14. Адраст — древний царь Аргоса и Сикиона.
15. Гипересия, Гоноесса, Пеллена, Эгион, Гелика — города в Ахайе.
16. Карниз из синего камня найден во время раскопок в Микенах.
17. Князь — верхняя перекладина над дверью (народное выражение).
№ 11. ВОСПОМИНАНИЯ О КРИТО-МИКЕНСКОЙ ЭПОХЕ У ГЕРОДОТА (I, 171, 173).
Карийцы (1)... перешли на материк с островов. Первоначально они были подвластны Миносу, назывались лелегами и занимали острова; не платили они, однако, никогда дани, насколько я могу проникать в древность на основании рассказов; однако они поставляли экипаж для кораблей всякий раз, когда требовал того Минос. В то время когда Минос покорил уже многие земли и прославился военными удачами, карийский народ был тоже знаменитейшим из всех народов...
... Много времени спустя карийцев вытеснили с островов дорийцы и ионийцы (2). Таким-то образом они и перешли на материк.
Ликийцы (3) издревле происходят из Крита, на котором первоначально жили только варвары. Там некогда поссорились между собою из-за царской власти сыновья Европы (4): Сарпедон и Минос. Минос вышел из спора победителем, изгнал Сарпедона и его соумышленников. Изгнанники прибыли в Азию, в землю Милиады. Страна, которую населяют теперь ликийцы, была в древности Милиадою.
Перев. Ф. Г. Мищенко.
1. Карийцы — в историческое время жили у юго-западного побережья Малой Азии.
2. Дорийцы и ионийцы — греческие племена.
3. Ликийцы в историческое время жили у южного побережья Малой Азии в западной ее части, носившей название Ликия.
4. Европа — смертная женщина, дочь финикийского царя Атенора. Ее полюбил Зевс, явился к ней в образе быка и перенес ее на своей спине на о. Крит.
№ 12. ВОСПОМИНАНИЯ О МОРСКОЙ ДЕРЖАВЕ МИНОСА У ФУКИДИДА (I, 4; 8, 2_4)
Минос раньше всех, как известно нам по преданию, приобрел себе флот, овладел большею частью моря, которое называется теперь Эллинским (1), достиг господства над Кикладскими островами (2) и первый заселил большую часть их колониями, причем изгнал карийцев и посадил правителями собственных сыновей. Очевидно также, что Минос старался, насколько мог, уничтожить на море пиратство, чтобы тем вернее получать доходы.
С образованием флота Миноса взаимные сношения на море усилились, потому что Минос очистил острова от разбойников и тогда же заселил большинство их колонистами. Кроме того, приморские жители владели уже большими средствами и потому крепче сидели на местах, а некоторые, разбогатевши, оградили себя стенами. Стремление к наживе вело к тому, что более слабые находились в рабстве у более сильных, тогда как более могущественные, опираясь на свои богатства, подчиняли себе меньшие города. В таком состоянии эллины находились довольно долго, прежде чем они вступили в поход против Трои.
Перев. Ф. Г. Мищенко — С. А. Жебелева.
1. Эллинское море — Эгейское.
2. Кикладские острова — архипелаг в юго-западной части Эгейского моря.
№ 13. ИСТОРИЯ КРИТСКОГО ГОСУДАРСТВА У ДИОДОРА
(Диодор, V, 64—66, 78—84)
Жители Крита говорят, что древнейшими и коренными поселенцами острова были так называемые этеокриты, царь которых, по имени Крит, сделал на своем острове наибольшее количество важнейших изобретений, которые могут быть полезны для общей жизни всех людей. Предание говорит, что на о. Крите родилось и большинство богов.
... Между прочим жители Крита, как говорят, открыли употребление огня и природу меди и железа... и способ добычи этих металлов... Поскольку еще не было изобретено устройство жилищ, они жили в лесной чаще или в ущельях, которые по природе своей давали людям прикрытие и убежище. Так как они выделялись сообразительностью, они научили других многому полезному: они первые стали составлять стада овец и приручать другие породы зверей, научили также и разводить пчел. Точно так же они показали другим стрельбу из лука и охоту с собаками и научили общежитию и общению друг с другом, согласию и порядку. Кроме того, они изобрели мечи и шлемы и военные пляски.
Далее, на много веков позже поколения богов на Крите было немало и героев; из них наиболее выдающимися были Минос, Радамант и Сарпедон. Они родились от Зевса и дочери Агенора, Европы, которая, как говорят, по определению богов была привезена на о. Крит на быке. Минос, как старший, царствовал на острове и основал на нем много городов; из них самые выдающиеся три города: Кносс на том берегу острова, который обращен к Азии, Фест на море, обращенном к югу, и Кидония, в части острова, направленной на запад, против Пелопоннеса. Минос установил также немало законов для критян, утверждая, что он заимствовал их у самого отца своего Зевса, приходящего для беседы с ним в одну пещеру. Создал он и сильный морской флот, подчинил себе много островов и первым из эллинов основал морскую державу. Он достиг большой славы за свою храбрость и справедливость и расстался с жизнью во время похода своего в Сицилию против Кокала (1)...
Радамант, говорят, учредил самые справедливые суды и выносил неумолимые приговоры против грабителей, безбожников и других преступников. Он тоже покорил немало островов и много прибрежных областей в Азии, причем все добровольно признавали его власть за его справедливость. Одному из своих сыновей, Эритру, он передал царство, названное по его имени Эритреей; а Ойко-пиону, сыну дочери Миноса Ариадны, говорят, он предоставил о. Хиос; про Ойкопиона некоторые утверждают, что он был сыном Диониса (2) и производству вина научился от отца. Говорят, что Радамант раздарил каждому из остальных полководцев, воевавших с ним, кому остров, кому город.
Третий брат, Сарпедон, как говорят, переправился с военной силой в Азию и покорил там область Ликии. Власть его в Ликии унаследовал сын его Евандр, который женился на дочери Беллерофонта (3) Деидамии и имел от нее сына Сарпедона. Этот последний участвовал вместе с Агамемноном в походе против Трои и считается некоторыми писателями сыном Зевса. У Миноса, говорят, были сыновья Девкалион и Мелон, а у Девкалиона — Идоменей, и у Мелона — Мерной. Они во главе восьмидесяти кораблей участвовали в походе Агамемнона против Илиона, вернулись на родину, спокойно умерли и удостоились священного погребения и бессмертной славы. В Кноссе показывают их усыпальницу с такой надписью:
«Вот, взгляни на могилу киоссца Идоменея.
Я, Мола сын, Мерион, здесь по соседству лежу».
Их критяне весьма почитают как героев, приносят им жертвы и призывают на помощь в опасностях войны.
Теперь, после того как мы это все изложили, нам остается только сказать о тех племенах, которые соединились с критянами. Уже выше было сказано, что первыми жителями Крита были этеокриты, которых считают основным и коренным населением этого острова. После этого, спустя много поколений, прибыли на о. Крит пеласги (4), народ, непрерывно воевавший и менявший места своего жительства; пеласги заселили часть острова. Третье племя, вторгшееся на остров, были, как говорят, дорийцы, прибывшие под предводительством Тектама, сына Дора. Говорят, что этот народ составился в значительной части из тех, кто жил в области Олимпа, и частью из ахейцев, живших в Лаконии, так как Дор начал свое движение из области, соседней с Малеей. Четвертой, как говорят, составной частью населения на Крите были варвары различных племен, которые к тому времени уподобились по своему языку эллинам. Впоследствии, когда Минос и Радамант со своими людьми приобрели большую силу, они объединили все народы, жившие на острове, в одно сообщество. Наконец, когда после возвращения гераклидов (6), аргосцы и спартанцы стали выводить колонии, они основали их на некоторых других островах, а также захватили несколько городов на о. Крите и поселились в них. Поскольку большинство историков, писавших историю Крита, расходятся между собой, то не приходится удивляться, если мы здесь излагаем то, в чем не все согласны; мы следовали за теми, которые писали наиболее убедительно и правдоподобно.
Перев. В. С. Соколова.
1. Кокал — сицилийский царь, его дочери убили Миноса.
2. Дионис — бог вина и виноградарства, сын Зевса и Семелы.
3. Беллерофонт — герой, победитель амазонок и чудовища Химеры.
4. Пеласги — см. № 10, прим. 4.
5. Гераклиды — см. № 6, прим. 4.
№ 14. ИСТОРИЯ КИКЛАДСКИХ ОСТРОВОВ
(Диодор, V, 84)
Сын Зевса и Европы, царь критский Минос, обладавший большими морскими и сухопутными силами и создавший морскую державу, вывел много колоний с острова Крита и заселил большинство Кикладских островов, поделив земли их между их жителями — земледельцами, покорил он и немалую часть приморских стран в Азии. Поэтому морские гавани на островах, а также и на азиатском побережье получили критские названия и именуются Минойскими.
Достигнув больших успехов в своем могуществе и деля царскую власть с братом своим Радамантом, он стал завидовать ему из-за славы о его справедливости. Желая устранить его со своего пути, он послал его в отдаленнейшие области своей обширной державы. Проживая на островах, обращенных к Ионии и Карий, Радамант побудил Эритра основать в Азии город, получивший название от его имени, а Энопиона, сына Ариадны, дочери Миноса, поставил во главе острова Хиоса. Все это произошло до Троянской войны. После же падения Трои усилились в своем могуществе карийцы и захватили власть на море; они покорили также и Кикладские острова. Некоторые из них они присвоили себе, изгнав оттуда проживавших там критян, другими они стали владеть на равных правах с заселявшими их первоначально критянами. Впоследствии, когда усилились эллины, большинство Кикладских островов попало под их власть, варварское племя карийцев было с этих островов изгнано.
Перев. В. С. Соколова
№ 15. МИФ О ТЕСЕЕ
(Диодор, IV, 60—62)
Чтобы перечислить все дела, совершенные Тесеем, остается только сказать о победе его над Минотавром (1); но чтобы все это происшествие стало понятно, необходимо начать с событий, задолго предшествовавших ему. Тектам, сын Дора, сына Эллина, сына Девкалиона (2), приплыв вместе с эолийцами (3) и пеласгами на о. Крит, воцарился там. Взяв в жены дочь Крита, он родил Астерия. В его царствование, как говорят, Зевс похитил у финикийцев Европу и привез ее на быке на о. Крит. От него у нее родилось трое сыновей: Минос, Радамант и Сарпедон. После этого на Европе женился царь о. Крита Астерий. Будучи бездетным, он усыновил детей Зевса и сделал их наследниками своего царства. Радамант составил законы для критян, Минос принял от него власть и оставил после себя сына Ликаста. Последний, приняв власть, родил Миноса второго, которого некоторые историки считают сыном Зевса. Этот Минос первым из всех греков создал выдающийся морской флот и захватил власть над морем. Взяв в жены Пасифаю (4), дочь Гелиоса и Криты, он родил Девкалиона, Катрея, Андрогея и Ариадну, кроме этого, у него было много и незаконных детей. Из сыновей Миноса Андрогей отправился в царствование Эгея в Афины,чтобы принять участие в панафинейских (5) празднествах. Он победил всех участников состязаний и завязал дружбу с детьми Палланта [противника Эгея]. Подметив это, Эгей, опасаясь, как бы Минос не оказал поддержки сыновьям Палланта и не лишил его самого власти, замыслил погубить Андрогея и, когда тот отправился в Фивы (6) на какое-то празднество, убил его при помощи местных жителей близ Ойнои в Аттике.
Минос, узнав о гибели сына, подступил к Афинам, требуя удовлетворения за убийство Андрогея. Но так как ему никого не выдали, он объявил афинянам войну. Захватив Афины, он при помощи отца своего Зевса послал на город засуху и голод. Скоро засуха распространилась по Аттике и по всей Элладе, и все плоды стали гибнуть. Тогда правители сошлись все вместе и вопросили бога, как им избавиться от такой беды. Оракул сказал, что им следует обратиться к Эаку (7), сыну Зевса и дочери Асопа Эгины, и просить его совершить за них моления богам. Когда они выполнили предписанное оракулом, Эак совершил моление, и засуха прекратилась во всей Элладе и продолжалась только у одних афинян. Это обстоятельство заставило афинян опять вопросить оракула, каким избавиться от беды. Оракул сказал, что они избавятся от своей беды, когда понесут наказание за убийство Андрогея, какое наложит на них сам Минос. Афиняне повиновались словам оракула, и Минос потребовал от них, чтобы они давали раз в девять лет по семи юношей и семи девушек в пищу Минотавру все время, пока будет жить это чудовище. Когда афиняне выдали, что с них требовалось, прекратилась засуха в Аттике и Минос перестал с ними воевать. По прошествии девяти лет, Минос снова подступил к Аттике с большим войском и снова захватил требуемых четырнадцать юношей и девушек. Когда юноши, и среди них Тесей, собирались отъехать, Эгей уговорился с кормчим, что если Тесей победит Минотавра, то они поплывут обратно под белыми парусами, если же он погибнет, то, как обычно, под черными. Когда юноши прибыли на остров Крит, Ариадна, дочь Миноса, прельстилась выдающейся красотой Тесея и полюбила его. Тогда Тесей уговорился с ней и с ее помощью убил Минотавра и спасся из лабиринта, узнав его тайну от той же Ариадны. Собравшись вернуться на родину, Тесей похитил Ариадну и, тайно ночью отплыв с ней с Крита, приехал к о. Зевса, именуемому теперь Наксосом. В это время, как говорят, явился Дионис и, прельстившись красотой Ариадны, похитил у Тесея его деву и вступил с ней в брак, внушив ей сильную любовь к мужу. За такую любовь он после смерти Ариадны наградил ее бессмертной славой, превратив венец Ариадны в небесное созвездие. Сам же Тесей и его спутники были сильно опечалены похищением девы и из-за своей печали забыли уговор с Эгеем и возвратились в Аттику под черными парусами. Эгей же, увидя их возвращение, подумал, что сын его Тесей, совершив геройский, но роковой для себя подвиг, погиб. Он взошел на акрополь и, от горя решив покончить со своей жизнью, бросился с отвесной скалы. После гибели Эгея власть принял в свои руки Тесей. Он управлял народом согласно законам и совершил много деяний для процветания родины. Самым замечательным его делом было то, что он ввел в состав Афин многочисленные, но незначительные по своему составу демы. С этого времени афиняне, благодаря большому весу, приобретенному городом Афинами, прониклись сознанием своей силы и распространили свею гегемонию на всю Элладу.
Девкалион, старший из сыновей Миноса, властвовавших на Крите, заключив союз дружбы с афинянами, дал Тесею в жены родную сестру свою Федру.
Перев. В. С. Соколова.
1. Минотавр — чудовище, жившее в лабиринте на о. Крите, получеловек, полубык.
2. Девкалион — сын Прометея. Уцелев после истребления Зевсом людей медного века, создал новых людей из камней. Не следует смешивать с другим Девкалионом — сыном Миноса.
3. Эолийцы — греческое племя.
4. Пасифая — дочь бога солнца Гелиоса. Родила Минотавра от быка, посланного богом моря Посейдоном.
5. Панафинеи — первоначально праздник жатвы, позже — праздник в память объединения двенадцати аттических селений в Афинское государство (Синойкисм).
6. Фивы — главный город Беотии.
7. Эак — отец Пелея, дед Ахилла